Вектор устойчивого развития в Украине
Многие из вас наверняка заметили, как с годами меняется ментальность людей: экологические, грин-привычки постепенно входят в привычный образ жизни сограждан. И на это влияют не только голливудские фильмы о разрушении нашей планеты. Люди оглядываются вокруг и видят, что сосед несет яблоки в авоське, ребенок собирает батарейки в школе и в подъезде, коллега берет с собой чашку, чтобы в нее налили кофе в кафе внизу. Конечно, это не массовость, но не все сразу.
Можно сетовать на то, что законы о сортировке или переработке не приняты, а можно задуматься, что можно сделать сегодня для того, чтобы уменьшить вред, наносимый окружающей среде, или чтобы помочь тем, кому чуть меньше повезло.
Оглядываться – в нашей ментальности, как бы ни хотелось это признавать. Моя коллега часто делала замечание тем, кто пил из одноразовых стаканчиков в кофейне, в результате многие поменяли свои привычки. Это похоже на курение: если вокруг никто не курит, не хочется быть тем единственным, кто травит себя и окружающих. А в новостной ленте вдобавок Грета Тунберг – и нет шансов игнорировать экологическую тематику. Это как подрывные инновации (desraptive technologies), только в отношении образа мышления (disruptive mindset). Именно так я назвала бы степень влиятельности номинанта на Нобелевскую премию. Не фильмы Discovery, а именно она. Это подтверждает трендовость инфлюенсеров. К Грете можно по-разному относиться, но даже если она чей-то пиар-проект, это имеет позитивное влияние на тех же школьников, которые, возможно, ранее об этих вопросах задумывались только на уроках природоведения.
Дизайнер итальянского бренда одежды уличного стиля Off-Whit Вирджил Аблона в своем показе «Весна-лето 2020» затронул проблему пластиковых отходов. Даже приглашения на его показ были сделаны из переработанного пластика. На Ukrainian Fashion Week в 2019 г. также отдельное место было отведено «устойчивой» моде. Так, на выставке «Fashion Revolution: Будущее текстиля» можно было ознакомиться с решениями по вторичной переработке одежды. Также проходили лекции и дискуссии об устойчивом развитии и возможностях изменений в модной индустрии с позитивным влиянием на окружающую среду.
Беспокоиться или действовать
По данным исследований GFK совместно с Europanel, среди 65 тысяч потребителей в 24 странах 48% опрошенных ожидают от бизнеса серьезных действий по борьбе с пластиком. По степени озабоченности населением был составлен рейтинг проблем экологии и окружающей среды. Первая пятерка включает в себя (по убыванию): климатические изменения, выброс пластика, загрязнение воды, исчерпаемость водных запасов, загрязнение воздуха.
Но насколько они сами готовы и предпринимают ежедневные меры по сокращению этих пагубных процессов? Ведь многие из этих действий создают определенный дискомфорт в ежедневных привычных рутинных делах, по крайней мере на первых порах. Помимо человеческой лени и инертности, несознательности, иногда это зависит от специфики того или иного рынка. По данным GFK, в мире 50% жителей предпочитают пить воду из-под крана (не используя пластиковые бутылки). Но в странах, где такая возможность исключается качеством воды, данные сокращаются до 30%. Также подобное поведение может диктоваться доступностью той или иной продукции. В Латинской Америке, к примеру, 52% покупателей пользуются брусковым мылом, в то время как в Европе только 25%, предпочитая привычное удобное жидкое мыло, хоть и в пластиковой упаковке. Есть общие тенденции – лишь 22% покупателей во всем мире задумаются о том, из пластика ли сделана упаковка приобретенного товара. Так или иначе, стремлению быть эко подвержено население по всему миру в зависимости от экономической ситуации и развитости той или иной страны.
Ответ бизнеса на экоперемены
Если говорить о потребительских привычках, то со стороны может казаться, что это бизнес приучает людей к экологическим тенденциям: безфосфатным моющим средствам, экосумкам, осознанному потреблению и пр. Но это не так. Ведь именно люди диктуют ему, где, как, когда и что они будут покупать завтра. Социальная ответственность – не исключение. Она стала одним из трендов клиентоориентированности ритейла и производства наряду с присутствием в социальных сетях, возможностью омниканальной покупки и т. д. Конечно, здесь Украина отстает от развитых стран, но и нашим гражданам не чужда ответственность бизнеса, в том числе и вопрос экологии. Бизнес осознал, что если он не в теме устойчивого развития, клиент купит «за углом» у того, кто часть денег передает на детские интернаты, гериатрические пансионаты, программы сокращения отходов и пр.
Последние выводы исследований в рознице бакалейно-гастрономических товаров называют ключевой инновацией прозрачность в цепи поставщиков в связи с запросом покупателей о происхождении товаров, соответственно их влиянии на их здоровье и устойчивое развитие. И – как результат – инновации по уменьшению влияния товаров и производства на окружающую среду. Подобные тренды касаются и сферы красоты и здоровья. В сети Watsons до конца 2019 г. исключат товар с содержанием микропластика. Как известно, он попадает в мировой океан и в пищевую цепочку рыб, затем и людей. Инициатива стартовала в 2017 г. и сначала затронула собственные торговые марки, постепенно привлекая А-бренды.
Самое популярное и первое, что подхватили мировые и украинские ритейлеры, – отказ от пластиковых пакетов с заменой на крафтовые либо биоразлагаемые. В первую очередь это касается упаковки для свежих продуктов, фруктов и овощей. Если же использование пластика невозможно избежать полностью, его заменяют на перерабатываемый вариант.
Некоторые страны идут впереди планеты всей. Они подобно метрам высокой моды задают тренд, чтобы со временем масс-маркет его подхватил. В феврале 2018 г. в Нидерландах открылся первый мини-маркет без пластика сети органических бакалейных товаров EKOPLAZA. В то же время в Любляне появились автоматы, в которых разливаются товары для красоты, дома и ухода, а также жидкие продукты питания (растительное масло, к примеру), экофрендли и органического происхождения. Контейнеры можно приобрести либо принести с собой. Кроме того, что это эко – очевидно, что это еще и сокращает для производителя расходы на производство упаковки! Как дополнительная мотивация для ритейлеров – подхватить эту идею.
Инициативы на государственном уровне
Однако самая большая ответственность бизнеса именно на производителях, по логике и по мнению потребителей (48%, в то время как 24% считают ответственными правительство,19% – самих покупателей, 7% – ритейлеров). Хотя из этих 48% только 12% могут назвать подобные правильные инициативы, предпринятые производителями. А ведь действительно лед тронулся.
Так, если говорить о пластике, 57 компаний FMCG сектора подписали обязательство совместно с Фондом Эллен Макартур до 2025 г. полностью перейти на пластик многоразового использования, перерабатываемый либо биоразлагаемый. Среди них такие хорошо известные на нашем рынке компании, как Colgate Palmolive, Danone, L’oreal, MARS, Nestle и др. Конечно, не последнюю роль играет правительство, регулирующие органы. Ведь о лирике можно говорить много, но закон есть закон.
В январе этого года Европейская комиссия утвердила стратегию, согласно которой до 2030 г. ЕС откажется от пластика, который невозможно переработать. В Украине в ноябре прошлого года Кабмин одобрил Национальную стратегию обращения с отходами до 2030 г. Будем надеяться, что и мы не станем отставать от позитивных мировых трендов. По крайней мере, эта тема не чужда нашим гражданам, судя по наличию экопредложений на рынке. А тем, кому чужда, нужно подавать пример. И мотивы не важны – сознательность, мода, тренды, стыд, нежелание выделяться из толпы либо же, наоборот, честолюбие – если все идет на пользу окружающей среде и всеобщему здоровью населения, пусть это работает.
Екатерина Веремеева, экс-начальник отдела корпоративных коммуникаций и связей с общественностью, КСО-амбассадор «Watsons Украина»