read

Instagram & FaceBOOK Vs #КНИГА: Почему украинцы перестают читать

Социальные сети и поисковики не выполняют традиционную функцию книги – формирование способности свободно мыслить. Напротив, – за обманчивой свободой выбора и осведомленностью скрывается жесткий прессинг навязываемых контента и мнений. В Европе наблюдается устойчивая мода на чтение и образованность: и то, и другое достаточно престижно и не всегда легкодоступно. В Украине – другие приоритеты. Будет ли наша страна и ее отдельные представители конкурентноспособными, учитывая современные вызовы? Какие последствия ожидают наше общество, если критическая масса поглотит немногочисленный класс хорошо образованных людей?  Можно ли изменить отношение подростков к книге сегодня и как, с тем чтобы дать им шанс в этом мире?

Чтение теряет популярность

«Книжный Арсенал» в этом году распахнул свои двери в девятый раз, и многие посетители радостно постили в ленте социальных сетей фотографии очереди перед входом на выставку, нарядные стенды и новинки издательств. Но факты – упрямая вещь, с ними не поспоришь. Согласно статистике, в Украине чтение не столь уж популярно. Об этом сообщается в исследовании «Ukrainian Reading Publishing Data 2018», проведенном Украинским Центром имени Разумкова. Как оказалось, за 2018 год 62% украинцев в возрасте от 15 до 59 лет прочитали хотя бы одну книгу, 36% – не прочитали ни одной книги, а еще треть населения прочла меньше пяти книг. Данные свидетельствуют, что лишь 8% респондентов читают печатные книги ежедневно, несколько раз в неделю – 16%, несколько раз в месяц – 19%, несколько раз в год – 22%. Неутешительные цифры. 

Наблюдается устойчивая тенденция к закрытию книжных магазинов. И это при постоянном росте количества торговых центов! Если даже предположить, что часть читателей читают книги на электронных носителях, цифры будут спорить: по самым смелым подсчетам, электронная книга занимает от 17 до 25% издательского рынка. Так что же происходит с книгами в Украине, надо ли бороться за каждого нового читателя и как? Что читает ваш ребенок и его друзья? Ведь именно они станут частью вашего бизнеса через несколько лет или в качестве клиентов, или в качестве сотрудников. 

Что читают наши дети?

В пронзительной статье английского фантаста Нила Геймана о чтении звучит идея, что наше будущее зависит от библиотек и что книги – это способ общаться с теми, кого больше нет с нами; что есть сказки, которые старше многих стран; что книга учит эмпатии, которая помогает нам вести себя не как самовлюбленные одиночки. Будучи в Нью-Йорке, Нил Гейман услышал разговор о строительстве частных тюрем. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост: сколько камер им понадобится, каково будет количество заключенных через 15 лет. Для того, чтобы спрогнозировать динамику развития индустрии, они использовали простейший алгоритм. И в его основе были заложены опросы среди населения о том, какой процент 10 и 11-летних детей не читает!

В Украине будущее не поддается прогнозам. Даже самые смелые писатели-фантасты не взялись бы за такое сомнительное предприятие! Но неутешительная статистика относительно интереса подростков к чтению дает нам мало надежды на безоблачные перспективы. 

Какие же механизмы могут изменить ситуацию? 

  1. Способствовать доступности книги 

Это касается и ценовой политики, и локации книжного магазина, и быстрого появления книжных новинок в стране. С этой задачей должны справляться книжные магазины. Хороший книжный – это атмосфера. Отвратительно, когда закрываются такие пространства, как Киевский дом книги на Льва Толстого. В Йорке меня поразила улица, на которой разместилось множество книжных: выходя из одного вы оказывались в другом. Удобные кресла, мягкий свет, столики для книг. Одним словом, атмосфера. Вы много знаете таких магазинов в Киеве? Большинство наших книжных не похожи на библиотеки, они похожи на супермаркеты: покупатели с корзинками уныло бредут к кассе, а консультанты в лучшем случае могут поискать нужный товар по базе данных. Трудно повторить особый дух Лондонского Hatchards, но нет ведь ничего невозможного. Я очень люблю Polaris в Риге. Уютное место, отличный выбор книг, читающие консультанты, кофе, пирожные… В Украине литературу покупаю по интернету, например, в Yakoboo или Knigosklad.

Киев – город студентов. В нем, как ни в одном другом городе Украины, есть запрос на книжный, который стал бы модной точкой для студентов, возможно, с читальным залом, с комнатой для конференций, с самым крепким кофе и с самыми яркими идеями. Думаю, человек, который решится на дорогостоящий проект и создаст в центре Киева модное современное пространство, сорвет банк и войдет в историю. Такой книжный должен работать на перспективу. В Украине книга рассматривается только как бизнес-проект, библиотеки переживают сложнейшие времена. Недостаток новых поступлений, плачевное состояние хранилищ. Узнайте, много ли найдется людей среди ваших знакомых, у которых открыт абонемент в библиотеку. Вы будете удивлены.

  1. Не отказываться от художественной литературы в пользу non-fiction 

Я только приветствую интерес к книгам по социологии, личностному росту, узкоспециализированную литературу. Есть тенденции и в издательской направленности. Garag занимается социальными вопросами, ArtHuss помогает разобраться в современном искусстве. Такие книги написаны увлекательно, читаются на одном дыхании, как первоклассный роман. Появилось множество влиятельных имен: от Стивена Хокинга до Марка Мэнсона, Андрея Курпатова, Марины Абрамович. Несколько лет назад все читали Стива Джобса, сегодня –  массовое увлечение Юваль Ной Харари. Физик-теоретик Митио Каку и немецкий экономист Клаус Шваб – это не новые имена, это имена, открытые благодаря новым трендам. Я приветствую большое количество non-fiction, но это не повод отказываться от художественной книги.

  1. Издательствамбыть смелым в выборе авторов и тем

 Основная проблема современной книги – выбор тематики. Читатель ищет книгу, которая ему поможет разобраться со своими скелетами в шкафу. Современная книга – это не новые декорации, а ответы на новые вызовы. Надо обладать смелостью, чтобы говорить о чем-то спорном или болезненном. Смелостью должны обладать и писатели, и издатели. О смелости надо говорить и в разрезе переводной литературы. Зачастую издатели пока решат, «зайдет» или нет книга, интерес к ней исчезает. Мне бы хотелось, чтоб украинские издательства не переводили вдогонку уже то, что давным-давно было издано, раскручено и коммерчески оправдано, а находили новых авторов самостоятельно. Осторожность – не лучший советчик в издательском бизнесе.

  1. Продвигать любовь к чтению

Книги нуждаются в продвижении, необычных ярких акциях. Например, в Нидерландах ежегодно весной проводится празднование недели голландской литературы, одним из спонсоров которой является железнодорожный перевозчик. Так вот, если ты приобретаешь подарочную книгу, можно бесплатно проехать в любую точку страны поездом Nederlandse Spoorwegen.

  1. Помогать подросткам найти хорошие книги

Часто в возрасте 12-15 лет дети перестают читать. Общая загруженность, нежелание работать с большим текстом, обилие гаджетов, делающих информацию обманно-доступной. Выпадая в этом возрасте из процесса чтения, они зачастую уже не возвращаются к книге. Нужно делать все, чтобы этого не случилось – и издателям, и родителям, и управленцам. Бессмысленно говорить: «Вот я в твоем возрасте прочел»… Времена изменились. Литература – тоже.  

Современной прозе для детей присущ эскапизм, дети предпочитают фэнтези. Это объяснимо. Ребенок слишком слаб, он не в силах бороться с несправедливостью, устойчивой жестокостью мира. Вот когда приходится прибегать к помощи волшебных артефактов! Такая литература дает надежду на изменение мира к лучшему. Чтобы книга нашла массового читателя, она должна затрагивать жизненно важные проблемы. История не поглотит вас, если вы не сможете ассоциировать себя с главным героем. Есть еще одна важная общая черта всех произведений «от 12 до 15 лет»: они меньше других подвергаются цензуре, и прежде всего – внутренней авторской цензуре. Отсутствие строгих жанровых рамок, широкий диапазон тематики, смелость высказываний делают литературу для подростков наиболее прогрессивной и влиятельной одновременно.

 

Пять книг для подростков

Эти книги затрагивают болезненные темы, ставят вопросы, которые не каждый подросток способен адресовать взрослому, и на которые не каждый взрослый способен дать ответ. Не берусь рекомендовать их как #mustread, однако есть несколько произведений, которые не могли бы появиться полвека назад – и их полезно почитать не только подросткам, но и взрослым. 

«Голос монстра» – роман английского писателя Несса Патрика, который рассказывает о семейных ценностях, долге, любви, смерти и одиночестве. Он включает эпизоды, раскрывающие сюжетную линию, и притчи, через которые главный герой понимает условность границ добра и зла и начинает судить о людях по их поступкам, отбрасывая ярлыки. Становясь жертвой издевательств в школе, с достоинством неся бремя смертельной болезни матери и предательства отца, главный герой учится черпать силы в себе и поступать достойно вне зависимости от обстоятельств.

«Эхо» – роман Пэм Муньос Райан, американской писательницы мексиканского происхождения. Книга посвящена трагедии детей в 30-х и 40-х годах прошлого века. Молох войны делает детей особенно уязвимыми. Их судьбы перемалываются, как и судьбы тысяч соотечественников в фашистской Германии и воюющей Америке. Роман состоит из сказочной линии и трех самостоятельных историй. Традиционный американский happy-end звучит как возможный вариант развития сюжета, поскольку внимательный читатель понимает, что вероятнее всего главные герои сгинули в пожаре войн и человеческого равнодушия.

«Виноваты звезды» – роман американского писателя Джона Грина, который был опубликован в 2012 году и включен в список бестселлеров по версии Publishers Weekly в 2013 и 2014 гг. Главные герои – два подростка, медленно умирающие от рака. Их последние дни наполнены не только ожиданием конца. Они любят, спорят, делают добрые дела. Им известно, что «мир – это не фабрика по исполнению желаний», они сами находят силы творить добро для ближнего. Обсуждая пирамиду Маслоу, они решают: для таких как они в основе ценностей – не удовлетворение физических потребностей и безопасность, а самореализация. Главный герой больше боится забвения, нежели смерти, поскольку он свыкся с ее близостью. 

«Мой дедушка был вишней» – произведение, которое вошло в список книг для детей «Белые вороны», составляемый Международной мюнхенской юношеской библиотекой. Книга отмечена премиями в Италии, Германии и Франции, а ее автор, Анджела Нанетти, была номинирована на премию X. К. Андерсена. Подробное описание семьи главного героя и проблемы психического здоровья и старения, с которыми сталкивается ребенок, – это то, о чем взрослые предпочитают не говорить. Но игнорировать проблему – не значит ее решить. Ошибочно считать, что детям многого не понять: отсутствие способности артикулировать вовсе не означает слепоту. Эта книга о добре и любви, которые составляют основу отношений. 

«35 кило надежды» – книга французской писательницы Анны Гавальды о выборе жизненного пути, силе любви, о мечте, которая может сбываться или нет, о семье, которая способна поддержать. Писательница поднимает важные для подростков вопросы, к которым не всегда готовы взрослые. 

Ольга Александрова, писательница, автор книг «Про-странства», «Сказки для почти взрослых девочек», «Сто иСТОрий в 100 словах»